Кто вы: лидер мнений, инфлюенсер, блогер? Давайте разбираться
20 ноября 2017
  • Прочитали - 3811
  • Комментарии - Link
img
Мнение

Мы окончательно запутались в блогерах, инфлюенсерах, лидерах мнений и прочих экспертах. Я испытала эту путаницу на себе с лихвой. Журналисты называют блогером, телеведущие представляют инфлюенсером, пиар-менеджеры приписывают и к блогерам, и к лидерам мнений, а маркетологи называют всеми определениями сразу. Всегда говорю: я не лидер мнений и не инфлюенсер, я — блогер.

Ни на кого не влияю, за собой не веду, не являюсь авторитетом. Моя миссия — информировать и делиться своими впечатлениями, открывать для себя и других новые места и людей. И мне безумно нравится эта роль. 

Другие, кого тоже называют всеми определениями вперемешку, чаще молчат, потому что им или все равно, как их называют, или очень хочется быть или лидером или «влиятельным» человеком. Мне не все равно. По профессии я — журналист и мне нравится называть вещи и людей своими именами. Давайте попробуем разобраться, «ху из ху». В тексте будет много имен, не люблю говорить абстрактно. 

Блогеры и популярные люди в соцсетях

Блогер — это человек, у которого есть блог. Элементарно, казалось бы, но не для всех. Блог — это площадка, на которой информация живет дольше, чем два дня. Для блога важны структура (рубрикация, разделы, подразделы) и возможность поиска записи в поисковых системах. Блогом является или стенд-элон, или дневник в LiveJournal и других блог-площадках. 

Еще есть один критерий блогера. Это человек, который пишет не только и не столько о себе, сколько об окружающем его мире, других людях и их историях. Если контент —  бесконечные «себяшки», «луки» и тексты о себе любимом, для меня это не блогер, а нарцисс, который пытается возместить нехватку любви и внимания. Когда человек взрослеет, он начинает говорить не о себе, а о других. 

Вернемся к площадке. Бизнес-страница в фейсбуке — не блог, профиль в социальных сетях тем более нельзя называть блогом. Людей, которые популярны в фейсбуке — очень много, но они не блогеры, а пользователи, у которых много подписчиков. Часто это действительно интересные и глубокие люди, со многими из них я очень люблю общаться в реальной жизни. 

Для блогеров писанина — приносящее доход и другие бонусы хобби, по образованию и профессии они часто журналисты. У читаемых в соцсетях людей дело не всегда связано с буквами, хотя и пишущих за деньги хватает. 

Это врач-диетолог Ирина Кабасакал, художник Ника Сандрос, писатель Андрусь Горват, мама Светлана Ширвель, телеведущая Анна Бонд, журналист Алесь Пилецкий, психолог Лилия Ахремчик, владельцы бизнесов Андрей Гусаров, Богдан Коровец, певица и маркетолог Наталья Бертош и другие.

Что касается многочисленных девчонок с 10-50.000 подписчиков в инстаграме. Они тоже не блогеры, а люди с большим количеством подписчиколв и лайков. При этом они могут рекламировать что угодно (и часто делают это успешнее многих блогеров), выкладывать себяшки и кофе миллиарды лет, но блогерами от этого не станут. Пока не заведут блог и не начнут интересоваться еще чем-то, кроме своей попы, пока не начнут давать людям полезную информацию об окружаеющем мире, а не о своем настроении.

Перейдем к блогерам, которые более или менее регулярно ведут свои блоги в байнете и рассказывают о Минске и других городах, заведениях, автомобилях, стиле, кулинарии, отношениях, технологиях.

 

Имена беларуских блогеров: Денис Блищ, Алена Стогова, Дмитрий Волотко, Марина Кондратьева, Иван Летохин, Мария Погорелова, Максим Мирович, Татьяна Сидоренко, Виктор Малишевский и другие интересные и интересующиеся миром вокруг люди. Отдельно для меня стоит блог Ольги Примаченко, теплый и искренний.

Лидеров мнений в Беларуси нет, есть эксперты

Тут — сложнее, чем с блогерами. Площадка уже не имеет первостепенного значения, важно другое: человек должен иметь свое собственное мнение и быть лидером хотя бы для небольшого круга людей. Для меня лично лидер мнений, в первую очередь — интеллектуал, а не просто знающий свое дело специалист. 

Если спросить у беларусов, кто для них лидеры мнений, они не назовут никого в 98% случаев. Для нас «нет пророка в своем отечестве», а люди, которые «что-то там пишут и говорят», не являются для нас же самих авторитетами. 

Это наша данность, ее сложно изменить в мгновение ока, но работать над улучшением ситуации нужно. Для меня лидера мнений определяет именно авторитетность персоны. Людьми, чье мнение мне интересно и важно, являются Владимир Познер в России и Гордон Рамзи в Америке. Первый в общественной и политической жизни, второй — в вопросах кулинарии. Чтобы быть лидером мнений для читателей, нужно не только иметь мнение и последователей, но и источники трансляции своих мыслей. У Познера и Рамзи все это есть: свои передачи на телевидении и ютубе. 

В Беларуси сегодня нет личностей такого масштаба, значит, и лидеров мнений быть не может. Есть эксперты в разных областях, которые высказывают свое мнение в СМИ и в своих социальных сетях. 

Владимир Мацкевич — в вопросах социологии, Елена Микульчик — в беларуской кухне, Александр Класковский — в политологии, Татьяна Елисеева — в психологии, Юрий Зиссер — в бизнесе, Юлия Чернявская — в культурологии, Лилия Кобзик — в туризме, Валерия Клицунова — в агротуризме. В моем списке нет даже 35-летних, потому что до статуса «лидер мнений» или «эксперт» нужно дорасти. 

Инфлюенсеры, то есть влиятельные люди 

Тут ситуация еще сложнее и печальнее. Когда маркетологи называют «инфлюенсерами» 20-летних девочек из инстаграмма, я хочу исчезнуть из этого больного мира навсегда. Для того, чтобы быть влиятельным человеком, не важна личная площадка (можно делать это через СМИ, твиттер, фейсбук, что угодно), главное — достичь цели, реально на что-то повлиять, изменить ситуацию в лучшую сторону. Но и говорить об этом — важно. 

В Беларуси много людей, которые скромно и тихо делают очень важные дела, помогая сотням людей. О некоторых из них я писала в «ТОП-100 людей, которые делают Минск лучше» на kyky.org. 

Это Варвара Кулаева, создательница группы поддержки особенных животных «Добрый Лев», Александр Винчевский, один из основателей и директор общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», Надежда Илькевич и ее «Школа супергероев», Вероника Хацевич, которая возглавляет общественное объединение защиты животных «Эгида», Артем Головий и его «Нити дружбы», Анна Горчакова, директор общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис»… Перечислять можно долго. Но все эти люди — не инфлюенсеры, они просто делают важные дела в определенных сферах, охватывая ничтожно малые аудитории. Спасибо вам за ваш труд!

Инфлюенсером в Беларуси я могу назвать только Антона Мотолько. Он занимается городским активизмом в разных областях (помогает людям, решает проблемы с парковками, отстаивает сносы кварталов и так далее), пытается говорить с властями и рассказывает об этом большому количеству читателей. 

Затрудняюсь назвать еще кого-то, кто делает что-то действительно масштабное в одиночку и пишет об этом на многотысячную аудиторию. Знаете таких людей? Подскажите, буду благодарна. Если говорить о командной работе во благо беларусов, хочу выделить журнал «Имена» во главе с Екатериной Синюк. Это единственное в Беларуси СМИ, которое регулярно, а не от случая к случаю делает большое дело, помогая как конкретным людям, так и организациям, фондам.  

Важно вот еще что: блогером может стать любой лидер мнений или инфлюенсер. Если Юлия Чернявская, Елена Микульчик или Владимир Мацкевич начнут вести блоги, а не только передачи и авторские колонки, у них будет много тысяч читателей. 

А вот наоборот бывает очень редко. Еще ни одни белорусский блогер не стал ни лидером мнений, ни инфлюенсером для людей 30+.  

Наверняка, Влад Бумага — лидер мнений для 14-летних, а девочки из инстаграмма — инфлюенсеры для тех, кто интересуется косметикой и хочет #попуорех. У каждого возраста свои кумиры. Для меня в мои 29 лет лидером мнений может стать только интеллектуал. Впрочем, в 20 было то же самое. Тогда для меня людьми, на которых хотелось равняться, были литераторы Валентин Акудович, Ирина Шевлякова и Андрей Хаданович. Таковыми они остаются и сейчас, если говорить про современную беларускую литературу.   

Вот так я понимаю три категории пишущих людей — блогер, лидер мнений и инфлюенсер, о которых у большинства белорусов нет никакого представления, все смешалось в довольно бесформенную кучу. Не согласны со мной? Давайте обсуждать.  

Все снимки взяты из личных ахривов героев. 

______________________________

Перепечатывать тексты и фото можно. Указывайте, пожалуйста, ссылку на первоисточник и подписывайте авторство. 
Комментарии модерируются. В обсуждениях приветствуется уважение к автору и другим собеседникам. Спасибо.